Page 70 - ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ
        P. 70
     канала). От Головного сооружения пошло ответвление на юг, которое впоследствии
         стало называться Нижне-Донским магистральным каналом.
            Итак,  первая  послевоенная  грандиозная  стройка  стартовала:  Волго-Донской
         канал им. Ленина, Цимлянское море, Цимлянская ГЭС, система мелиорации
         (каналы Верхне-Донской, Нижне-Донской, Верхне-Сальский и др.). В1951 году был
         забетонирован первый блок на сооружение шлюза №14 и началось
         бетонирование Головного сооружения Донского магистрального канала (ДМК). К
         концу 1951 года все гидротехнические сооружения: 15 шлюзов, насосные станции
         (НС),  Цимлянский  гидроузел  и  Донской  магистральный  канал  –  вступили  в
         предпусковой период.
            В  марте  1952  года  началась  замочка  Донского  оросительного  канала,  в  апреле
         строители приступили к заполнению котлована Цимлянского водохранилища: вода
         пошла к шлюзу №14, к Головному сооружению оросительного канала, к порту.
            31  мая  1950  года  в  13  часов  30  минут  встретились  и  навек  соединились  воды
         Волги и  Дона. Были  опубликованы  постановления  Совета  Министров СССР «Об
         открытии  Волго-Донского  судоходного  канала»  и  Указ  Президента  Верховного
         Совета  СССР  о  присвоении  каналу  имени  В.И.  Ленина.  Протяженность  его  101
         километр.
            Воды  Цимлянского  моря  привели  в  движение  мощные  турбины  Цимлянской
         гидроэлектростанции  и  дали  возможность  напоить  живительной  водой  тысячи
         гектаров  засушливых  земель.  По  территории  Мартыновского  района  пролегла
         рукотворная  река  -  Донской  магистральный  канал.  На  27  километре  ДМК  по-
         строено  Головное  сооружение  или  273  пикет.  От  него  пошла  ветвь  канала  на
         Мартыновский  район.  В  двух  километрах  от  Головного  находится  естественный
         водораздел между реками Дон и Сал, в котором строителям нужно провести канал.
         На входе водораздела работал 14-ти кубовый экскаватор ЭШ-14/65 (таких было в
         нашей  стране  всего  2).  Чтобы  доставить  шагающий  экскаватор  к  месту
         эксплуатации,  нужно  было  построить  железную  дорогу  узкоколейку  от  станции
         Саловской  до  станции  Малая  Мартыновка.  В  начале  1951  года  из  города
         Свердловска  с  Уральского  завода  тяжелого  машиностроения  (УЗТМ)  пришел
         железнодорожный состав из 155 платформ, на котором находились составляющие
     	
